Популярные статьи

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Акт госоргана или форс-мажорное обстоятельство?

Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В то же время п. 3 ст. 401 ГК РФ из данного правила установлено исключение в отношении лиц, действующих в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Указанные лица несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательство при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А48-2405/2014).Указ, распоряжение или письменная директива любого государственного органа не могут быть признаны основанием для освобождения стороны договора от ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, если такие акты государственных органов вынесены вследствие неправомерных действий общества, в отношении которого принят такой акт. Поскольку в данном случае, отсутствуют такие квалифицирующие признаки непреодолимой силы, как чрезвычайность и объективная непредотвратимость. Издание акта государственного органа, в указанных случаях, не является обстоятельством непреодолимой силы в смысле и значении, установленных ст. 401 ГК РФ (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А43-23515/2014).

Согласно пункту 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. В частности, одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ)

Однако, как и в случае с применением обстоятельств непреодолимой силы, если издание государственного акта вызвано неправомерными действиями Общества, то отсутствуют основания для прекращения обязательств по договору.






Аналогичная позиция изложена в Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств». В п.5 данного письма указано: отзыв у должника лицензии, вызванный неправомерными действиями лицензиата, и неисполнение в связи с этим обязательства не являются основанием прекращения обязательств должника в результате издания акта государственного органа (статья 417 ГК РФ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий