Популярные статьи

среда, 27 мая 2020 г.

Неверная квалификация - не основание для отмены акта административного органа



Неправильная квалификация нарушения, не является основанием признавать вынесенное постановление полностью незаконным. Такое постановление суд должен отменить лишь в части, превышающей размер штрафа, исчисленного по надлежащему положению КоАП. К такому выводу пришёл Верховный суд при рассмотрении жалобы антимонопольного органа на судебный акт суда апелляционной инстанции

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 марта 2020 г. N 310-ЭС19-21527 по делу N А36-3763/2019:
Верховный Суд отменил апелляционное постановление и направил дело о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку отсутствуют основания для полного признания указанного постановления незаконным, оно подлежит признанию таковым лишь в части, превышающей размер штрафа, предусмотренного за совершенное административное правонарушение

Председательствующий судья Д.В. Тютин 
Судьи

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Тютина Д.В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А36-3763/2019 Арбитражного суда Липецкой области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гамма" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Гамма" (далее - ООО "Гамма", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.03.2019 N 048/04/14.32-38/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с применением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.06.2019 (резолютивная часть от 03.06.2019), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено, оспоренное постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, полагая его незаконным и необоснованным.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 17.01.2020 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу, направленном в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "Гамма" полагает, что жалоба антимонопольного органа удовлетворению не подлежит.
Судебное заседание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации проведено в соответствии с положениями части 6.1 статьи 291.12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) без вызова сторон.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, Судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт по делу подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Как следует из судебных актов и материалов дела, на основании договора от 30.03.2016, заключенного администрацией с обществом с ограниченной ответственностью "ВОРОНЕЖПРОЕКТ", последним разработана единая проектно-сметная документация на проведение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, на общую сумму 19 857 900 рублей, состоящая из следующих разделов (локально-сметных расчетов): доска почета и флагшток; эстрада, цветники, памятник, дополнительные работы; наружное электроосвещение и электрооборудование; наружное электроосвещение и электроснабжение; покрытие площади; благоустройство территории (покрытие площади); малые архитектурные формы (установка мелких конструкций); покрытие площадки; устройство парковки; сети канализации (земляные работы).
В период с 16.06.2017 по 23.11.2017 администрацией заключено 183 договора (стоимостью до 100 000 рублей каждый) с обществом с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - ООО "Квант"), ООО "Гамма", предпринимателем Пановым И.Л., предпринимателем Кузьминой Н.Н., областным государственным унитарным предприятием "Липецкдоравтоцентр" на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева", на общую сумму 16 805 876,16 рубля, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Предметом каждого из договоров являлись работы по указанному объекту.
По результатам оценки материалов и информации, поступивших из УФСБ России по Липецкой области, комиссией антимонопольного органа принято решение от 18.12.2018 N 9260-02, согласно которому в действиях администрации и общества признан факт нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в достижении и реализации соглашения об уклонении от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и заключении договоров на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева" в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что ограничивает доступ на рынок подрядных работ.
В отношении ООО "Гамма" составлен протокол от 25.02.2019 N 048/04/14.32-38/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, и принято оспоренное постановление от 11.03.2019 N 048/04/14.32-38/2019.
Суд первой инстанции, принимая решение и отказывая в удовлетворении требования общества, руководствовался, в том числе, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, КоАП РФ, учел разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, принимая постановление от 06.09.2019 и отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался теми же нормами права, но пришел к выводу, что в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ и вступившими в силу с 28.04.2017, действия общества подпадали под диспозицию части 6 статьи 14.32 КоАП РФ, что улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оспоренное постановление антимонопольного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения и подлежит признанию незаконным и отмене.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу части 4 статьи 14.32 КоАП РФ (введенной Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ, вступившим в силу 28.04.2017) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
Часть 6 статьи 14.32 КоАП РФ (также введенная Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ, вступившим в силу 28.04.2017) предусматривает, что осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от одной тысячной до одной сотой размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
Законопроект N 52643-7, впоследствии принятый в виде Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ, в ходе законодательного процесса не получил принципиальных изменений применительно к коррекции статьи 14.32 КоАП РФ. По указанной причине в данной части возможен анализ, в том числе, пояснительной записки к нему. В соответствии с этим документом для пресечения картелей меры административной ответственности должны быть усилены. В то же время для пресечения иных антиконкурентных соглашений они либо достаточны, либо могут быть снижены. Так, законопроектом предлагалось установить в отдельных частях статьи 14.32 КоАП РФ уменьшение размера административной ответственности за различные антиконкурентные соглашения и согласованные действия по мере снижения их общественной опасности.
Ранее действовавшая редакция статьи 14.32 КоАП РФ предусматривала 3 части, а вследствие принятия Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ имела место дифференциация составов правонарушений и применяемых санкций. Так, части 4 и 6 новой редакции указанной статьи представляют собой уточнение положений предшествовавшей редакции части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с редакцией части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, действовавшей до 28.04.2017, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
При этом, позиция суда апелляционной инстанции, в соответствии с которой оспоренное постановление антимонопольного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения и подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме, не может быть поддержана.
В соответствии с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 28.03.2018 N 305-АД17-18495 (процитировано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018), а также в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в подобной ситуации не имеется оснований для полного признания постановления административного органа незаконным - оно подлежит признанию таковым лишь в части, превышающей размер штрафа, исчисленного по надлежащему положению КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемый акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А36-3763/2019 Арбитражного суда Липецкой области отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.



1 комментарий:

Vepan комментирует...

Старинная позиция у суда апелляционной инстанции. О возможности переквалификации известно уже давно - см. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В рамках одной статьи переквалификация возможна (однородность)